ОПИСАНИЕ ШАХМАТ ФИШЕРА (ШАХМАТЫ-960)
Шахматы-960 отличаются от классических шахмат начальной позицией. Этот вариант шахмат в 1996-м году предложил Роберт Фишер. Цель Фишера была проста – создать такой вариант шахмат, при котором на первый план выходят творческая составляющая и талант шахматиста, а не запоминание множества дебютных анализов с последующим воспроизведением их на доске. Основная идея нового варианта шахмат состояла в создании случайной начальной позиции, при которой становится бесполезной существующая дебютная теория.
Любая начальная позиция в шахматах-960 должна удовлетворять следующим требованиям:
- Белые пешки располагаются на второй горизонтали;
- Белые фигуры располагаются на первой горизонтали;
- Белый король располагается между обеими белыми ладьями (то есть король не может располагаться ни на поле a1, ни на поле h1);
- Белые слоны располагаются на полях разного цвета (один на белом поле, другой – на черном);
- Черные фигуры располагаются симметрично белым фигурам относительно средней линии доски. К примеру, если белый король расположен на поле b1, то черный располагается симметрично – на поле b8.
Общее число начальных позиций, удовлетворяющих перечисленным выше условиям, при которых белые и черные имеют условно равные шансы, – 960. Однако в число этих 960 позиций входит и начальная позиция классических шахмат. В турнирах по шахматам Фишера стандартная начальная позиция исключается из числа возможных стартовых позиций.
После жеребьевки начальной позиции игра ведется по обычным правилам шахмат. Все фигуры и пешки ходят, как в обычных шахматах, и цель игры сохраняется – дать мат королю соперника.
Единственное исключение – совершение рокировки. В шахматах-960, как и в обычных шахматах, есть 2 варианта рокировки – «рокировка на ферзевый фланг» и «рокировка на королевский фланг» (аналоги длинной и короткой рокировок).
Рокировка – одновременный ход короля и ладьи – может быть сделана при соблюдении следующих трех условий:
- Король и ладья, участвующая в рокировке, не сделали ни одного хода (в том числе не участвовали в рокировке) в партии (т.е. находятся на исходных полях, на которых находились в начальной позиции);
- Все поля, расположенные между начальным и конечным полем движения короля (включая начальное и конечное), не должны быть атакованы фигурами соперника;
- Все поля, расположенные между начальным и конечным полем движения короля (включая конечное), а также все поля, расположенные между начальным и конечным полем движения ладьи (включая конечное), должны быть свободными от собственных фигур. Исключение составляют поля, на которых до совершения рокировки находятся король и ладья, участвующая в рокировке.
После совершения рокировки король и ладья занимают те же поля, которые они занимают при совершении рокировки в обычных шахматах. Таким образом, при совершении рокировки на ферзевый фланг, король занимает поле c1, а ладья – поле d1 (для белых), или король занимает поле c8, а ладья – поле d8 (для черных). При совершении рокировки на королевский фланг, король занимает поле g1, а ладья – поле f1 (для белых), или король занимает поле g8, а ладья – поле f8 (для черных).
Примеры позиций, в которых белые могут сделать рокировку (при условии, что в обеих позициях ни король, ни ладья, участвующая в рокировке, не сделали ни одного хода):
Белые могут сделать рокировку на ферзевый фланг: после совершения рокировки король перемещается с поля b1 на поле c1, ладья перемещается с поля a1 на поле d1.
Белые могут сделать рокировку на королевский фланг: после совершения рокировки король перемещается с поля b1 на поле g1, ладья перемещается с поля c1 на поле f1.
Если в позиции на второй диаграмме переставить ладью c1 на поле g1, то белые имеют возможность сделать оба варианта рокировки. При этом ладья g1 не мешает белым осуществить рокировку на королевский фланг, так как выполняется исключение из п.3 правил совершения рокировки: после совершения рокировки король перемещается с поля b1 на поле g1, ладья перемещается с поля g1 на поле f1.